Президент Республики Казахстан Касым-Жомарт Кемелевич Токаев
Кодекс профессиональной этики

КОДЕКС  ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЭТИКИ

КГП на ПХВ  «Павлодарский областной  центр крови»

 

     Кодекс  профессиональной  этики    (далее  Кодекс)  является  документом,  определяющим  совокупность  этических  норм  и  принципов  поведения  персонала   КГП на ПХВ  «Павлодарский областной  центр  крови»  (далее  -  Центр). 

 

  1. Общие  положения

 

  1.  Настоящий  Кодекс   разработан  в  соответствии  с положениями  действующего  законодательства   Республики  Казахстан,  Уставом   и  другими  внутренними  документами   Центра.
  2. Кодекс  устанавливает  основополагающие  ценности  и  принципы  этики,  определяет  этические  нормы  во взаимоотношениях  между руководством,  работником  Центра,  донором   и  обществом, и направлен на обеспечение прав, достоинства, здоровья личности и общества в целом, а также определяет высокую моральную ответственность медицинского работника перед обществом за свою деятельность.
  3. Целью  настоящего  Кодекса  является   повышение  эффективности  процесса  управления,  оказания  медицинских  услуг  и   делового  взаимодействия  с  заинтересованными    лицами. 
  4. Жизнь и здоровье человека – главные, фундаментальные ценности. Деятельность медицинского работника направлена на их сохранение, и требует от него гуманного отношения к человеку, уважения к его личности, сочувствия и соучастия, доброжелательности, благотворительности и милосердия, терпеливости, взаимодоверия, порядочности и справедливости.
  5.  Несение службы является выражением особого доверия со стороны общества и государства и предъявляет высокие требования к нравственности и морально-этическому облику служащих центра.
  6. Общество рассчитывает, что работник центра будет вкладывать все свои силы, знания и опыт в осуществляемую им профессиональную деятельность, беспристрастно и честно служить своему делу, своей Родине – Республике Казахстан.
  7.  В  Кодексе  используются  следующие  определения:

1)  Этика  -  совокупность  принципов и  норм  делового  общения,  которыми   руководствуются   в  своей  деятельности  Центр,  его  администрация  и  работники;

2)  Заинтересованное  лицо  -  гражданин,  реализация  прав  которого,  предусмотренных  законодательством  и  Уставом,  связана  с  деятельностью  Центра  (доноры,  пациенты, представители  уполномоченных  органов  и  иные  организации);

3)  Работник  -  лицо,  принятое  непосредственно  для  работы  на  штатную должность  согласно  своей  квалификации   и  состоящее   в   трудовых  договорных   отношениях  с   Центром; 

4)  Конфликт  интересов  -  ситуация,  в  которой  личная  заинтересованность  работника  Центра  влияет  или  может  повлиять  на  беспристрастное   исполнение  должностных  обязанностей.

 

 

  1. Общие правила поведения

 

  1. Работники  Центра должны:
  2. добросовестно  выполнять  возложенные  на  них  функциональные   обязанности,  постоянно  профессионально  совершенствоваться,  применять  оптимальные  и  экономичные  способы  решения  поставленных  задач;
  3. руководствоваться  интересами  Центра.  Мотивы  материальной  или  личной  выгоды  не  должны  оказывать  влияния  на  принятие  работником  профессионального  решения;
  4. бережно  относится   к  имуществу  и ресурсам  Центра,  рационально  и  эффективно  его  использовать (вода,  электричество,  оборудование, расходные  материалы  и т.д.);
  5. поддерживать  деловую  репутацию  и  традиции  Центра,  своим  отношением  к  работе  и  поведением  способствовать  созданию  позитивной  обстановки  в  коллективе.
  6. быть ответственными, честными, порядочными;   
  7. соблюдать  субординацию,  относиться  друг  к  другу  с   уважением   и  доброжелательностью.  Замечания  должны  быть  аргументированными  и    сделаны  корректно,  желательно  конфиденциально.
  8. способствовать  укреплению  единства  и  межнационального   согласия  в  коллективе, уважительно  относиться   к  государственному  и  другим  языкам, традициям  и  обычаям   народа  Казахстана;
  9. обеспечивать  соблюдение  и  защиту  прав,  свобод  и  законных  интересов  донора,  других  физических  и  юридических  лиц,  не  допускать  проявлений  бюрократизма  и  волокиты,  своевременно  принимать  по их обращениям  необходимые  меры;
  10. неукоснительно  соблюдать  трудовую  дисциплину,  эффективно  распоряжаться   предоставленными  полномочиями,  рационально  использовать  рабочее  время,  противостоять  действиям,   препятствующим  надлежащему  выполнению  должностных  обязанностей;
  11. своими  действиями  не  давать  повода  для  обоснованной  критики  со  стороны  членов  коллектива,  не  допускать  преследования  за  критику,  использовать конструктивную  критику  для  устранения  недостатков  и  улучшения  своей  работы;
  12. точно  определять  задачи  и  объем  служебных  обязанностей подчиненных  работников,  не  отдавать  явно  невыполнимых  заданий,  не  требовать  исполнения  поручений,  выходящих  за  рамки  должностных  обязанностей;
  13. не  допускать  по  отношению  к   подчиненным  необоснованных  обвинений,  фактов  грубости,  унижения  человеческого  достоинства,  бестактности;
  14. не  допускать  и  пресекать   нарушения  общепринятых   морально-этических  норм   со  стороны  других  работников;
  15. противостоять  проявлениям  противоправных  деяний  сопряженных  с  коррупцией  или  создающих  условия  для  коррупции.  Проявлять  скромность  и  не  использовать  должностное  положение  для  получения  подарков  или  иных  услуг;
  16. при  возникновении  конфликта  интересов,  когда   возникает  противоречие  между  личной  заинтересованностью  работника  и  надлежащим  исполнением  им  своих  должностных  обязанностей  или  законными  интересами  донора,  коллектива,  юридического  лица,  общества,  способное  привести  к  причинению  вреда  этим  законным  интересам,  работник  обязан  принять  меры  по  его  предотвращению  и  урегулированию   в  рамках  правового  поля;
  17. вести  дискуссии  в  корректной  форме, не   подрывая  авторитета  Центра,   публичные  выступления  по  вопросам  деятельности  Центра  осуществляет   Директор   или  уполномоченное  должностное  лицо.
  18.  работники  не  должны  выражать:  публично  свое  мнение,  если  оно  не  соответствует  основным  направлениям  деятельности  Центра,   неэтично  высказываться  в  адрес  должностных  и  других  лиц  Центра, раскрывать  служебную  информацию, не  разрешенную  к  обнародованию;
  19. не употреблять жевательную резинку на территории Центра;
  20. не курить на территории центра;
  21. Работники Центра, создавая и поддерживая комфортную рабочую обстановку, должны соблюдать  деловой  этикет,  уважать  правила  официального  поведения  во  время  совещаний,  семинаров,  работы  с  донорами,  в   процессе  телефонного общения,  пользования   мобильной связью  и  интернетом:
  22. во время конференций, совещаний и других собраний персональные телефоны должны переводиться на беззвучный режим, либо отключаться;
  23. не пользоваться мобильными телефонами во время работы с донорами (регистратура, отдел иммуногематологического тестирования крови, отделение заготовки крови и выездная бригада)
  24. ограничить пользование мобильным м-агентом и другими приложениями мобильного телефона, во время выполнения своих функциональных обязанностей;

10.  В период  исполнения  своих  должностных  обязанностей  одеваться:

  •  Врачи – белый медицинский костюм/белый халат, шапочка.
  • Медсестры, лаборанты– медицинский костюм, шапочка.
  • Санитарки– медицинский костюм.
  • Техперсонал- спец. костюм (халат), синий
  • Административный персонал -  рекомендуется  придерживаться  делового  стиля   в  одежде.  Не  допустимы  спортивная  одежда,  шорты,  глубокое  декольте,  высокие  разрезы, одежда с яркими крупными узорами, рисунками, надписями

в соответствии с действующими  санитарно-гигиеническими  нормами, также иметь опрятный  внешний   вид:

  • сменная  обувь, 
  • аккуратные  волосы,
  • ногти  коротко  подстрижены,
  • умеренный  макияж  и  украшения,
  • умеренное использование парфюмсодержащих средств.

 

  1.  Правила  поведения  медицинского  работника

 

11.  В своей деятельности медицинский работник КГП на ПХВ  «Павлодарский областной центр крови» руководствуется  законодательством  Республики  Казахстан,   в  части  прав  граждан на  охрану  здоровья  и  медицинскую  помощь, профилактику   передачи    заболеваний    и   восстановления   здоровья   донора   и   реципиента, клятвой Гиппократа, принципами гуманизма и милосердия.                                                                                     Медицинские  работники  Центра  должны:

  • оказать медицинскую помощь любому человеку вне зависимости от пола, возраста, расовой и национальной принадлежности, места проживания, его социального статуса, религиозных и политических убеждений, а также иных немедицинских факторов.
  • отвечать  за  безопасность   и  качество  заготовки  крови,  ее  компонентов  в  порядке,  установленном  законами  и  другими  нормативно-правовыми  актами  Республики  Казахстан;
  • постоянно совершенствовать свои профессиональные знания и умения, навыки и эрудицию;
  • быть   примером  в  соблюдении   профессиональных  и  коллективных  этических  норм,  понимая   свое  место  и  роль  в  обществе;
  • учитывая роль медицинского работника в обществе, он должен поддерживать и принимать посильное участие в общественных мероприятиях, особенно тех, где пропагандируется здоровый образ жизни. Информировать    донора   о   риске   донации   инфицированной   крови   и  его  моральной  ответственности    перед  реципиентом;
  • уважать  честь  и  достоинство  донора,  относиться  к  нему  доброжелательно,  уважать  его  права  на  личную  и  медицинскую тайну. 
  • разглашение  врачебной  тайны  допускается  в  случаях,  предусмотренных  законодательством  РК;
  • при  возникновении  конфликта  интересов  донор-общество,  донор-медработник   предпочтение   отдать   интересам  донора;
  • во  взаимоотношениях   с  коллегами  медицинский работник должен быть честен, справедлив, доброжелателен, порядочен,  должен с уважением  относиться  к  их  знаниям  и  опыту, а также быть готовым бескорыстно передать им свой опыт и знания.
  •  анализировать ошибки  в    работе  друг  друга,  делиться опытом,  давать  советы,  оказывать  помощь  в  корректной,  доброжелательной  и  аргументированной  форме. 
  • критика в адрес коллеги должна быть аргументированной и не оскорбительной.  Критике подлежат   профессиональные  действия,  но  не   личность  коллег.
  • недопустимы попытки укрепить собственный авторитет путем дискредитации коллег. Медицинский работник не имеет права допускать негативные высказывания о своих коллегах и их работе в присутствии посторонних лиц.
  • медицинский работник ДОЛЖЕН вести себя по отношению  к своим коллегам так, как хотел бы, чтобы они вели себя по отношению к нему.

 

  1. Государственные органы

 

12. Центр осуществляет взаимоотношения с государственными органами в соответствии с требованиями законодательства Республики Казахстан, Уставом и внутренними документами Центра, а также положениями настоящего Кодекса.

13. Центр прилагает все усилия для недопущения коррупционных и других противоправных действий, со стороны работников Центра.

 

  1. Деловые партнеры

 

14. Центр взаимодействует с деловыми партнерами на принципах взаимной выгоды, прозрачности и полной ответственности за принятые на себя обязательства в соответствии с условиями договоров.

15. Центр соблюдает условия контрактов/ договоров с деловыми партнерами и выполняет свои обязательства по отношению к ним.

16. Центр не допускает в своей деятельности предоставления деловым партнерам необоснованных льгот и привилегий.

 

  1. Правила действия  и  ответственность

 

17. Соблюдение   норм  настоящего Кодекса  является  обязательным  для   всех  работников  Центра.

18. В  Центре  обеспечиваются  всем  равные  возможности,  не  допускается  предоставление  каких-либо  привилегии  и  льгот  отдельным  работникам,  кроме  случаев  предусмотренных   действующим  законодательством  Республики  Казахстан.

19.  Контроль   соблюдения  норм   настоящего   Кодекса  осуществляется  непосредственным  руководителем  работника  и  руководством  Центра.

20.Каждый   работник  отвечает  за  соблюдение   этических  норм  в  рамках  своего  поведения.

21. По  вопросам  положений  настоящего  Кодекса  или  возникшим  в  процессе  работы  этическим  вопросам,  а  также  по  фактам  коррупционных  или  других  противоправных  действий,  работники  вправе  информировать  непосредственного  руководителя  и  руководство  Центра,  при  этом  его  права  и  законные  интересы  не  должны  ущемляться.

22. Степень  ответственности  за  нарушение   норм  настоящего  Кодекса  определяется  комиссией  по  вопросам   этики  Центра.  В  случаях несоблюдения  настоящего Кодекса, работник   несет  ответственность  в  соответствии  с  действующим  законодательством  РК.

23.  Утверждение  и   пересмотр   положений   настоящего   Кодекса  осуществляется   решением производственного  собрания  коллектива  Центра  на  основании  протокола.